Рост мошенничества с применением информационно-телекоммуникационных технологий

 Анализ состояния законности в Санкт-Петербурге показал, что структура преступности претерпела серьезные изменения. При снижении регистрации уличной преступности в целом злоумышленник стали значительно чаще совершать преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, связанных с хищениями денежных средств граждан с использованием сети «Интернет» и средств мобильной связи — так называемые бесконтактные или дистанционные способы хищений.Удельный вес таких преступлений составил 22,2 %, что, безусловно,вызывает необходимость кардинального изменения подхода к борьбе с ними. Внастоящее время каждое седьмое преступление в стране совершается вуказанной сфере. Причем наибольшие темпы прироста имеют преступления,связанные с использованием или применением расчетных пластиковых карт исредств мобильной связи. При этом в условиях стремительного развитиясовременных технологий способы совершения таких преступлений становятсявсе более разнообразными и изощренными. Учитывая стремительный рост преступлений, совершенных в указаннойсфере. Министерством внутренних дел Российской Федерации и ГУ МВД России по г . Санкт-Петербургу и Ленинградской области расследование уголовных дел данной категории поставлено на особый контроль. Как правило, жертвами мошенников при совершении хищений в данной сфере становятся наиболее незащищенные слои населения (лица преклонного возраста, пенсионеры, подростки), а так же лица, не обладающие навыками пользования компьютерными и мобильными техническими устройствами. Наиболее распространенными являются следующие способы хищений:

1) Мошенничества с банковскими картами, при совершении которыхпотерпевшему на мобильный телефон поступает звонок якобы от службыбезопасности банка и сообщается ложная информация об ошибочном переводеденежных средств, которые преступники требуют вернуть путем их переводана сообщаемый ими потерпевшему счет, или «угрозе» блокировки банковскойкарты якобы по причине сбоя в программном обеспечении кредитнойорганизации (Банка) либо попытках несанкционированного списания денежныхсредств со счета потерпевшего с дальнейшим развитием событий повышеуказанному сценарию. К данному разделу относится и «Приобретениетоваров и услуг посредством сети Интернет», когда мошенникамииспользуются замаскированные сайты-двойники, посредством которыхзлоумышленник получает данные банковской карты потерпевшего, доступ кего счету, с которого списываются денежные средства. Главная цельмошенников — получение у потерпевшего номера пин-кода и номеров CVV кодов.

2) «Случай с родственником». В телефонном разговоре мошенникисообщают потерпевшему о необходимости оказания помощи его близкомучеловеку или родственнику, который якобы попал в беду, к примеру, в связи ссовершением им преступления, просят оказать финансовую помощь.

3) Телефонные мошенничества, в ходе которых потерпевшему сообщаетсяоб участии в розыгрыше призов (участие в лотерее, получение компенсация заработу в советское время, за ранее приобретенные некачественныебиоактивные добавки, пандемию), предлагается перевести денежные средстваза пересылку товара, оплатить пошлины, проценты и т.п., либо просят указатьсчет, номер карты, куда якобы будет осуществляться перевод. Такжемошенники могут представиться сотрудниками социальных служб, сообщить овозможности приобретения льготных путевок, выгодного обмена денежныхсредств и т.п.

4) Телефонный вирус. На телефон ( на электронную почту) абонентаприходит сообщение с просьбой перейти по определенной ссылке, либопредложение установить программу (являющуюся вредоносной) под предлогомзащиты от посягательств на денежные средств и пр. При переходе по ссылке(установке программы ) на телефон скачивается «вирус» и происходит списаниеденежных средств со счета.

5) Злоумышленники взламывают персональную страницу пользователя всоциальных сетях или мессенджере и отправляют сообщения с просьбойперевести деньги в долг от имени друга, либо появляется информация онеобходимости собрать деньги на лекарства для спасения чьей-то жизни.