Профессиональное самоопределение

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека

«Масштаб человека равен масштабу его дела»
Н. Хилл

Профессионализм – это качество, с помощью которого человек включается в жизнь общества, реализует свой творческий потенциал. Личность, обладающая этим качеством, может более эффективно адаптироваться в обществе и выполнять наиболее важные общественные функции. Человек, чтобы избежать невроза – болезни века, по мнению известного австрийского психолога А. Адлера, должен реализовать себя в общественной и профессиональной деятельности, а также в личной жизни.

Становление личности профессионала – поэтапный процесс. Человек не рождается врачом или учителем, художником или музыкантом, ученым или инженером. К тому же у каждого человека свой индивидуальный путь в профессии. Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профессиональное просвещение
Профессиография
Профессиональный подбор
Система профессиональной ориентации школьников в ГБОУ школа №153
Профессиональная диагностика
Профессиональная адаптация
Профессиональная консультация

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Появляется реальная возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта. Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии – помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию, что может и что пользуется спросом на рынке труда.

Педагоги и психологи должны понимать, что подростковый возраст – это время экспериментирования, пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Ограничивать подростка в таких выборах очень недальновидно. Но хотя и допускается возможность смены профиля, для многих учащихся это сделать крайне сложно. Профконсультант, используя специальные методики, должен либо подтвердить выбор, либо посоветовать подростку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда.

Выбор профессии:

  1. Куда пойти учиться после 11 класса?
  2. Образование в России и за рубежом.
  3. СПБ ГБУ ЦСЗПОМ «Вектор».
  4. Профориентация и самоопределение.
  5. Вузы Санкт-Петербурга (на карте).
  6. Колледжи Санкт-Петербурга (на карте).
  7. Центр социализации.